В договорах с клиентами увеличат размер шрифта

By | 06.01.2009
В договорах с клиентами увеличат размер шрифта

Государственной дума подготавливается запретить применение небольшого шрифта в контрактах с клиентами. Эта неприятность особенно актуальна для банковских заемщиков, но новый закон вряд ли примет решение их неприятности.

Банки собираются обходить новые требования, послав дополнительную данные об условиях соглашений на собственные сайты. Информация в таком формате может изменяться как и в то время, когда угодно, а при спорных обстановок, в отличие от бумажного соглашения, ничем не окажет помощь клиенту в суде.

Сейчас Государственной дума разглядит в первом чтении закон, которым вносятся трансформации в закон «О защите прав потребителей», в частности запрещающий предоставлять данные о товарах (работах, одолжениях) небольшим нечитаемым шрифтом, направляться из повестки совещания Государственной думы на 13 января. «Особенно это актуально для контрактов, которые связаны с банковским обслуживанием. Как раз они обычно содержат условия, на каковые потребителю нужно обратить особенное внимание, но написанные небольшим, фактически нечитаемым шрифтом. Небольшой шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий соглашения, что в итоге может привести к негативным последствиям для стороны контракта»,— сообщается в пояснительной записке к документу.

Дискусия по вопросу о недопустимости небольшого шрифта в контрактах с потребителями началось еще в 2013 году, но до рассмотрения дело дошло лишь на данный момент. «Небольшой шрифт может употребляться в соглашениях вклада либо открытия счета, и одна строки небольшим шрифтом, содержащая условия , может поменять суть всего соглашения»,— показывает начальник банковской секции альянса по защите прав потребителей денежных одолжений Финпотребсоюза Михаил Беляев.

Закон призван практически закрепить на уровне закона уже сложившуюся судебную практику, показывает специалист по финансовым рынкам и кредитным организациям Государственной думы Олег Иванов. Он напоминает, что еще в 2010 году ФАС Столичного округа отмечал, что шрифт в контракте обязан соответствовать СанПиН «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых», где установлены четкие требования к размеру шрифта, что возможно использован. Подобные выводы делал и ФАС Уральского округа в 2011 году.

У законопроекта высокие шансы на одобрение. В частности, ЦБ поддерживает запрет на применение небольшого шрифта, сообщил пресс-секретарь регулятора. «Банк России вычисляет ответственным, дабы информация для потребителя денежных одолжений была изложена дешёвым языком, с применением читаемых форматов и шрифтов при предоставления информации на бумажном носителе и с разъяснением особых терминов при их наличия»,— отметили в пресс-службе.

Но, активная забота о том, дабы потребителю было эргономичнее знакомиться с условиями соглашения, может привести к тому, что сами договора банковского обслуживания будут значительно сокращены, а главная информация будет размещена в форме публичной оферты на сайте банка. «Нет необходимости печатать целый соглашение большим шрифтом, потому, что часть неспециализированных условий возможно вынести в публичную оферту и разместить на сайте»,— вычисляет глава Центра развития сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП-банка Павел Нуждов. С ним согласен начальник блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Михаил Повалий: «Соглашение с неспециализированными условиями на 50-70 страниц вряд ли кто-то будет просматривать, а личные условия контракта в полной мере возможно разместить на одном листке бумаги».

Таковой подход со стороны банков угрожает новыми рисками для их клиентов, дают предупреждение юристы. Неприятности смогут появиться, в случае если при спорных обстановок клиент примет решение обратиться в суд. «Российские суды предпочитают иметь дело с бумагой, заверенной печатью, и с электронными документами трудятся очень нехотя,— отмечает глава коллегии юристов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.— Помимо этого, оферта на сайте банков может измениться, исходя из этого сразу после заключения контракта с банком физлицам, дабы обезопасить себя на случай вероятных судебных слушаний с банком, нужно будет заверять публичную оферту у нотариуса». А это дополнительные затраты, и немаленькие. Как сказали «Ъ» в Федеральной нотариальной палате, подобную услугу оказывают все нотариусы и стоит она 3 тыс. руб.

Кроме этого существует оплата дополнительных одолжений, которая зависит от региона. К примеру, в Москве взимаются 3 тыс. руб. за составление описательной части протокола, и, при наличия приложений к нему, 100 руб. за каждую страницу.

Разумеется, что опцию заверения соглашений никто применять не будет — как в целях экономии 3 тыс. руб., так и в силу низкой денежной грамотности, уверены юристы. «Исходя из этого единственный метод обезопасисть интересы потребителей при повсеместного введения оферт — это ЦБ обязать банки сохранять на собственных сайтах все версии оферт и смотреть за исполнением банками этих требований»,— отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев.

Вероника Горячева

Источник: finance.rambler.ru

«Небольшой шрифт», Клиент обхитрил банк Тинькофф на 24 миллиона рублей


Увлекательные записи

Подобранные для Вас статьи: