Сухая «Дружба»: к чему идет нефтегазовый конфликт с Белоруссией

By | 21.06.2010
Сухая «Дружба»: к чему идет нефтегазовый конфликт с Белоруссией

Позиция России в будущих спорах, не обращая внимания на политическую близость «братской» республикой, которая поддерживает Россию во партнерствах и всевозможных содружествах, будет более твёрдой.

Виктор Костюков

В нефтегазовом споре между Минском и Москвой и бесплодных переговорах, продолжающихся В первую очередь 2016 года, нет места коммерческим заинтересованностям для отдельных нефтяных либо газовых компаний. Политика президента Белоруссии Александра Лукашенко с самого момента его избрания напоминает хождение канатоходца над пропастью с долгим шестом в руках. С одной стороны шеста интересы Брюсселя, с другой — Москвы. У Брюсселя козырей мало, в большинстве случаев — обещания принять в орбиту европейского сообщества. У Москвы всего два.

Первый — это открытый всепоглощающий рынок для белорусских неконкурентных в Европе товаров, второй — беспошлинная нефть.

Минск не первый год приобретает подпитку от Москвы в виде беспошлинной поставки нефти на белорусские НПЗ — Мозырский и Новополоцкий. Каждый год в Белоруссию по межправсоглашению от 2007 года отгружается из России около 18-24 млн тысячь киллограм нефти. При средней ставке пошлины около $75 за тонну бюджет России в 2016 году недополучил как минимум $1,3 млрд. Условиями поставок предполагалось, что пошлина от экспорта нефтепродуктов, взятых из данной нефти, будет возвращаться в Россию.

Но межправсоглашение не подкреплено договором, исходя из этого часто возникают разногласия.

По факту, Москва не приобретает пошлины от экспорта нефтепродуктов, по причине того, что Минск переименовывает автомобильное горючее в беспошлинные растворители-разбавители. Кроме этого Белоруссия не делает обязательства по поставкам бензина на российский рынок (1 млн тысячь киллограм), почему а также внутренние российские стоимости держатся на самом высоком уровне. И любой раз, в то время, когда Российская Федерация поднимает вопрос об выполнении обещаний, появляется конфликт.

В 2010 году, к примеру, Лукашенко решил «наказать» Россию, припугнув отказаться от ее нефти в пользу венесуэльской. Приобрел два танкера, и на этом опыт и закончился. В этом сезоне он разыгрывает карту сейчас уже азербайджанской нефти.

Лозунг Лукашенко, и, нужно сообщить, в полной мере честный, о том, что в таможенного альянса не должно быть никаких изъятий, стал причиной тому, что Москве было нужно принять трехлетнюю программу налогового маневра в нефтяной отрасли, сущность которого сводилась к отказу от экспортной пошлины на нефть, а выпадающие наряду с этим доходы переносу на внутренний налог — НДПИ, аналог природной ренты. Сами того не осознавая, белорусы сыграли против себя. Подорожавшая для Белоруссии нефть, а с нынешнего года ставка экспортной пошлины фактически обнулена, исключает возможность получать на отличии пошлин.

В колоде вероятных вариантов «шантажа» остались поставки и транзит нефти газа.

Задним числом в одностороннем порядке белорусы установили собственную «честную» цену газа ГазПрома — $73 за одну тысячу кубов против нынешних $132 — и как раз по данной ставке платят «Газпрому». Откуда взялась такая цена, неясно. По версии России, Белоруссия обязана за газ еще $300 млн.

Намедни, 10 января, помошник премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко объявил, что спор по цене на газ урегулирован: в ответ на погашение Минском долга в размере $300 млн за поставленный природный газ Российская Федерация готова «значительно снизить цена газа». Факт решения проблемы подтвердил помошник премьер-министра России Аркадий Дворкович, но тут же его начальник Медведев опроверг заявление белорусской стороны о понижении цены поставок.

В феврале 2016 года Минск поднял цены на прокачку на 10,4%, в октябре — в 1,5 раза, а в ноябре 2016 года ТАСС ссылаясь на собственные источники писал, что Минск собирается увеличить тариф на транзит русском нефти еще на 20,5%. Тогда советник президента «Транснефти» Игорь Демин объявил, что русский компания вычисляет экономически обоснованным повышение тарифов на прокачку нефти по территории Белоруссии с 1 февраля 2017 года. Демин пояснил, что речь заходит о росте цен на транзит по «Гомельтранснефть Дружба» на 5,8% и «Полоцктранснефть Дружба» на 11,76%.

Ставка тарифов на прокачку нефти по территории Белоруссии увеличится на 7,7% и будет функционировать с 1 февраля по 31 марта 2017 года.

Все это напоминает давешнюю, быть может, забытую историю, которая завершилась постройкой нефтепровода в обход Белоруссии. Проект строительства второй ветки Балтийской трубопроводной совокупности появился как раз на протяжении Белоруссии и нефтяного конфликта России в первых числах Января 2007 года. Тогда Российская Федерация в течение нескольких суток не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба» из-за отказа Белоруссии пропускать транзитные потоки без уплаты Россией пошлины за транзит сырья по белорусской территории.

По окончании подписания соответствующего белорусско-российского межгосударственного соглашения поставки возобновились.

Практически ответ нефтегазовых споров между Белоруссией и Россией было перенесено на февраль 2017 год. Стороны смогут пойти на встречные уступки. К примеру, Москва согласится на повышение тарифа на транзит нефти. Но это не первый и далеко не последний конфликт. Пологаю, что позиция России в будущих спорах, не обращая внимания на политическую близость «братской» Белоруссии, которая поддерживает Россию во партнерствах и всевозможных содружествах, будет более твёрдой. Для того чтобы количества преференций, каковые приобретает Белоруссия от России, Европейский союз не позволит и рынок собственный не откроет.

А Российская Федерация собственный может и закрыть.

Источник: finance.rambler.ru

Беларусь начала брать нефть у Ирана


Увлекательные записи

Подобранные для Вас статьи: