Протри очки: чем опасен мелкий шрифт в договоре

By | 26.09.2011
Протри очки: чем опасен мелкий шрифт в договоре

В государственную думу внесли закон, направленный на борьбу с нечитаемыми шрифтами в документах. Предлагается запретить предоставлять потребителям данные о товарах, работах либо одолжениях небольшим шрифтом.

Особенно это актуально для контрактов, которые связаны с банковским обслуживанием. Небольшой шрифт побуждает пропускать изучение соответствующих условий контракта. В итоге это может привести к негативным последствиям для стороны соглашения, — отметили в пояснительной записке авторы документа.

Будущее законопроекта пока не ясна, но идею уже поддержал регулятор. В ЦБ подчернули, что все данные о денежных одолжениях должна быть в читаемом формате, и излагаться дешёвым языком.

Банки, вправду, обожают мелкие буквы. Часто клиентам, дабы разглядеть данные о штрафах, иных условиях и дополнительных платежах, каковые напрямую касаются их карманов, необходимо вооружиться лупой либо микроскопом.

А приспособлений этих, в большинстве случаев, у людей под рукой не бывает.

С юристом наперевес

Защитники прав потребителей инициативу одобряют, но с оговоркой: это верный, но не радикальный ход. Частично данный опыт уже был реализован в законе о потребительском кредитовании — в контракте о кредитовании физлиц уже не разрещаеться писать определенные условиях небольшим шрифтом. Неприятность, однако, все равно существует, и над ней еще трудиться и трудиться.

Психологически обыватель еле читает денежный текст, а в то время, когда попадает на небольшой шрифт — по большому счету не принимает.

А небольшим шрифтом довольно часто прописывают значительные личные условия – к примеру, размер штрафных санкций за просрочку платежей, — показывает Михаил Беляев, начальник банковской секции общества защиты потребителей денежных одолжений «Финпотребсоюз».

Рецепт, он утвержает, что тут один: просматривать соглашение от и до, а вдруг обращение о важных денежных вопросах, таких, как ипотека – лучше пригласить юриста либо консультанта – они скоро раскусят все ловушки и подводные камни.

Большое количество букв?

В банковском секторе, кстати, также признают проблему, но показывают: так себя ведут только недобросовестные участники рынка – и им необходимо растолковывать, что это не дело. Но, в Ассоциации русских банков (АРБ) не уверены, что для этого необходимо законодательное вмешательство.

Это, скорее вопрос культуры общества, культуры бизнеса, и культуры ведения делового оборота, — отметил президент АРБ Гарегин Тосунян.

Согласно его точке зрения, его возможно уладить на уровне подзаконного регулирования – силами ЦБ и других ведомств.

Специалист, но, уверен: писать «неспециализированные условия» в контракте большим шрифтом нет никакого резона – в этом случае его количество возрастет в разы. «на данный момент, в то время, когда все переносится в электронную форму, ненужно писать талмуды — данные об условиях возможно разместить в сети – она будет на виду у надзорных органов, ее будет несложнее обсудить публично и меньше шансов устроить западню.

В АРБ рекомендуют: необходимо осознавать все дословно. В случае если текст не читается либо неясен суть прочтённого — документ просто не стоит подписывать в любом виде.

Банкам «по носу»

Наблюдать, что подписываешь — это к вопросу о денежной грамотности, у многих россиян ее уровень низкий. Многие клиенты банков обучаются на своем неприятном опыте. Поучительной – и не в последнюю очередь для самих банков – стала история заемщика из Воронежа Дмитрия Агаркова.

В 2008 году воронежец, утомившийся обосновывать собственную правоту в судах нескольким банкам, выдававшим ему кредитные карты, решил забрать реванш.

При оформлении кредитной карты в анкете-заявлении на сайте банка «Тинькофф Кредитные Совокупности» Агарков поменял небольшой шрифт, вписав собственные условия: банку он внес предложение выдать ему беспроцентный и анлимитный кредит.

В итоге банк наступил на собственные же грабли – мои условия, написанные все тем же небольшим шрифтом, в банке «прохлопали», подписав контракт машинально, — поведал Агарков РИА Новости.

На одном языке

Потом Дмитрий решил «настойчиво попросить» в суде от банка компенсировать нарушение его условий. И «настойчиво попросил» в досудебной претензии к банку, ссылаясь на заключенный контракт, 24 млн рублей.

Спор в итоге решили мирным методом: стороны отказались от претензий друг к другу. А банк выпустил для Агаркова особую дебетовую карту.

Проигрывая суды, я осознал, что я обязан просматривать, и как. Я обучился денежной грамотности, и говорить с банком на одном языке, — растолковал Агарков.

Извлекли ли в банке урок с того времени, и как действуют на данный момент?

Нам поменять нечего. У нас в необходимом пакете документов на оформление кредитной карты отсутствует небольшой шрифт, — сообщил пресс-секретарь «Тинькофф Банка».

В банке заверили, что от практики применения нечитаемых шрифтов отказались более 3 лет назад. А про историю с Агарковым вспоминают нехотя, отмечая, что «это было в далеком прошлом, и тогда был второй формат».

Комментируя свежие инициативы, сам предприимчивый заемщик заявил, что вычисляет их глупыми.

Ну вынудят депутаты писать большим шрифтом, это будет уже не одна-две страницы контракта, а 20. Это трудиться не будет, — рассуждает он.

Рецепт он предлагает все тот же: повышать денежную грамотность, и пристально просматривать контракт, будь в нем 20 страниц либо 40. Реалии, но, показывают, что многим клиентам банков это не под силу.

Источник: finance.rambler.ru

Протри очки чем страшен небольшой шрифт в соглашении РИА Новости — события в Российской Федерации и мире те


Занимательные записи

Подобранные для Вас статьи: