Правительство ограничит тарифы госмонополий за счет контроля инвестпрограмм

By | 27.01.2016
Правительство ограничит тарифы госмонополий за счет контроля инвестпрограмм

В правительстве не согласны финансировать инвестпроекты госмонополий за счет роста тарифов для всей экономики и желают тверже регулировать их инвестпрограммы количеством 1,2 трлн руб. в год.

Поправки Минэкономики к законам о естественных монополиях и об электроэнергетике практически запретят госмонополиям брать доли любых компаний и размещать деньги на депозитах без санкции Белого дома. Документ позвал большое количество споров на совещании комитета Государственной думы по экономполитике — для его правок уже создана коммисия с участием РЖД, «Газпрома» и «Транснефти».

10 февраля Государственной дума разглядит в первом чтении поправки Белого дома к законам «О естественных монополиях» и «Об электроэнергетике» — по ним инвестиции госмонополий, включая вложения в уставные капиталы и ценные бумаги компаний, выдачу займов и кредитов и депозиты в банках, должны проводиться лишь в соответствии с утвержденными инвестпрограммами. Кроме этого предлагается ввести технологический и ценовой аудит (ТЦА) проектов в рамках инвестпрограмм. Правила одобрения инвестпрограмм и важные ведомства выяснит Белый дом.

Проекты подзаконных нормативных актов ко второму чтению представит Минэкономики, дал обещание заместитель главы ведомства Николай Подгузов.

В части инвестпрограмм новшества затронут «Транснефть», РЖД, «Газпром» и «Россети». Практически новое регулирование нацелено на сокращение возможностей госмонополий бесконтрольно финансировать инвестпроекты за счет тарифов, воздействующих на экономику в целом. Иллюстрируя обстановку, господин Подгузов подчернул, что с 2000 по 2016 годы цены на газ увеличились в 15 раз, на ЖД перевозки — вдесятеро, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные стоимости — лишь в шесть.

Не привел рост тарифов госмонополий и к обновлению инфраструктуры — часть оборудования за пределами нормативных сроков работы достигла 45-50%. «Экономика через тарифы оплачивает целый количество затрат (монополий.— «Ъ»)», — заявил государственный служащий.

на данный момент контроль их инвестпрограмм — «фрагментарный»: Минэнерго согласовывает инвестпрограмму «Россетей» при участии Минэкономики, а правительство — программу РЖД. Согласно статистике, в 2015 году количество вложений монополий в отраслях, где не требуется согласовывать инвестпрограммы, составил около 1,2 трлн руб., из них в ЖД перевозках — 373 млрд руб., в транспортировке нефтепродуктов и нефти — 268 млрд руб., в транспортировке газа — 255 млрд руб.

Проект Минэкономики был одобрен комиссией еще летом. Тогда же заместитель главы ФАС Виталий Королев направлял в Белый дом сходные предложения о согласовании инвестпрограмм с правлением ФАС, дабы осуществлять контроль рост тарифов — но в Думу в итоге внесли проект Минэкономики. Как сказал «Ъ» глава комитета Государственной думы по экономполитике Сергей Жигарев, для работы над правительственным проектом в парламенте организуют особую коммисию, в нее войдут и представители РЖД, «Транснефти», «Газпрома» и вероятно — «Роснефти».

В комитете настаивают, что нужна доработка документа — он носит рамочный темперамент.

Собеседник «Ъ» на энергорынке подчернул, что дискуссий вопроса в ФАС и Минэнерго о включении денежных инвестиций в тарифные ответы не было, учет барышов кроме этого не предусматривается в тарифных ответах. Проект требует важной доработки, считает он. Второй собеседник «Ъ» в энергетике подчернул, что необходимо четко поделить инвестиции и текущую денежную деятельность: учет в инвестициях кратковременных депозитов, вероятнее, позовёт сложности у компаний.

Государственной компании же, формально не являющиеся госмонополиями, поправки Минэкономики затронут «только в части необходимости исполнения технологического и ценового аудита по новым правилам», отметил первый замгендиректора «РусГидро» Владимир Маркин: правило о ТЦА коснется всей отрасли. Конкретные последствия в компании не комментируют, отмечая, что «РусГидро» с 2013 года уже проводит аудит собственных больших инвестпроектов. Централизованно же ТЦА на данный момент проводится лишь в строительных работах с государственным участием — в 2017 году под него попадут проекты дороже 3 млрд руб., а в 2018 году планка опустится до 1,5 млрд руб.

В остальном в отношениях страны с госкомпаниями, формально не являющимися монополистами, несколько дней назад развивался встречный тренд. Еще в апреле 2016 года Белый дом обязал их выплачивать в качестве барышов 50% чистой прибыли — но для последовательности компаний «были приняты личные ответы», отмечал ранее министр финансов Антон Силуанов. В 2017 году Министерство финансов рассчитывал снова «настойчиво попросить» от госкомпаний половину прибыли по МСФО — но несколько дней назад проект вернули в Министерство финансов на доработку, а на Давосском форуме о том, что Белый дом продолжит принимать «личные ответы», заявил первый помошник премьер-министра Игорь Шувалов.

Новый закон, отметим, дает Белому дому такую возможность — и не смотря на то, что сообщить заблаговременно, как это скажется на будущих поступлениях в бюджет, сложно, ранее господин Силуанов отмечал, что в 2016 году государственной компании должны были выплатить барыши в размере 483 млрд руб., а выплатили менее 400 млрд руб.

Источник: finance.rambler.ru

Штурм Белого дома. Русский трейлер


Занимательные записи

Подобранные для Вас статьи: