Правительство готово обменивать деньги на эффективность регионов

By | 20.08.2015
Правительство готово обменивать деньги на эффективность регионов

Правительство, увеличивая в 2017 году на 9%, либо до 1,6 трлн руб., государственную поддержку регионов, ожидает от них экономических результатов — сокращения практически в два раза недостатка региональных бюджетов к 2019 году и понижения уровня дотационности.

Помимо этого, правительство задумалось о переходе от принципа «деньги к деньгам» к принципу «деньги к потребностям» — на это, и на обещанное повышение дотаций рассчитывают субъекты РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Но, регионы-доноры уже начинают высказывать несогласие с ростом нагрузки на них из-за перераспределения доходов в бюджетной совокупности.

Вчерашнее заседание по обеспеченности региональных бюджетов в 2017-2019 годах началось с хороших для губернаторов новостей: глава правительства Медведев сказал, что государственную поддержку регионов в следующем году планируется расширить на 9% — так, количество финпомощи будет равна примерно 1,6 трлн руб. Как направляться из материалов Министерства финансов к заседанию, пик помощи придется именно на 2017 год — с 2018 года ожидается постепенное сокращение межбюджетных трансфертов. Так, в 2018 году, говорится в документе, их количество уменьшится на 2,6%, а в 2019-м — еще на 3,7%.

Наряду с этим планируется наращивать дотации на сбалансированность бюджетов — в 2018 году они возрастут на 26% (до 129,8 млрд руб.), а в 2019-м — на 8,8% (до 141,2 млрд руб.). Дотации на выравнивание фискальной обеспеченности в 2017-2019 годах кроме этого вырастут — до 614,6 млрд руб. в год против 514,6 млрд руб. в 2016 году.

Регионам, но, нужно будет продемонстрировать Белому дому наглядные результаты оказанной помощи — правительство вместо ожидает практически двукратного сокращения недостатка региональных бюджетов к 2019 году.

Как направляться из презентации Министерства финансов, по результатам 2016 года недостаток консолидированных бюджетов ожидается на уровне 211,8 млрд руб.— а в 2019 году он обязан составить около 104,4 млрд руб. Помимо этого, с 2017 года в заключаемых с Министерством финансов соглашениях получатели дотаций должны получить функции по наращиванию экономического потенциала и понижению уровня их дотационности. При нарушения условий соглашения субъекту РФ может угрожать сокращение дотаций на 2018-2020 годы на 5% (но не более 5% его налоговых и неналоговых доходов за 2017 год).

Похожие требования правительство предъявляет и при выдаче бюджетных кредитов в следующем году (на них предусмотрено в полтора раза меньше, чем в 2016 году,— 200 млрд руб.). Они будут предоставляться на пять лет и нацелены на ту же задачу — понижение недостатка в 2017-2020 годах, сокращение доли рыночных долговых обязательств к 2018 и 2019 годам до отметки не более 60% и 50% суммы доходов (с фиксацией этого уровня до 2022 года).

Наряду с этим в Белом доме заявляют о необходимости прекращения практики субсидирования по принципу «деньги идут к деньгам» — по словам премьера, целевые трансферты должны направляться в первую очередь, «исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, в социальной сфере, а не просто в регионы, тем более в регионы, каковые являются донорами и каковые смогут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия».

Опрошенные «Ъ» губернаторы в целом поддержали привязку количества трансфертов к развитию экономики регионов. «Не должно быть никакой «раздачи всем сестрам по серьгам»»,— соглашается губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Глава Чувашии Михаил Игнатьев и вовсе сказал, что эти требования для региона «не сюрприз, а база госполитики в течении нескольких лет». Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов особенно выделил переход к субсидированию по принципу «деньги к потребностям» — он утвержает, что последние 20 лет регион находится на 40-50-х местах по бюджетной обеспеченности, а выравнивание разрешит не допускать «существующих огромных различий между регионами в плане бюджетных расходов и доходов на одного человека».

Помимо этого, регионы особенно оценили повышение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности — по словам губернатора Ивановской области Павла Конькова, его регион в 2017 году возьмёт на треть больше дотаций, чем в текущем году.

Но, губернаторы не так единодушны в оценках новшеств — напомним, пару дней назад глава Республики Татарстан (входит в число немногих регионов-доноров) Рустам Минниханов быстро подверг критике ответ о централизации дополнительного 1% налога на прибыль (до этого бюджет страны приобретал 2%, а региональный — 18% облагаемой прибыли). Ответ о перераспределении было принято Белым домом для помощи беднейших регионов (см. «Ъ» от 20 сентября). По словам господина Минниханова, ущерб от него для Татарстана может составить 8 млрд руб. «Целый доход следующего года, в случае если мы прекрасно будем трудиться, уйдет на покрытие отечественных издержек, а не на улучшение судьбы людей»,— выделил он.

Евгения Крючкова; Булат Баширов, Уфа; Олег Ерусланов, Чебоксары; Елена Морозова, Новосибирск; Сергей Иванов, Ростов-на-Дону; Александр Тихонов, Ивановская область.

Евгения Крючкова

Источник: finance.rambler.ru

Президент усомнился в эффективности ядерного зонтика


Увлекательные записи

Подобранные для Вас статьи: