Антикризисные маневры на рынке торговой недвижимости

By | 20.08.2013
Антикризисные маневры на рынке торговой недвижимости

Сегодняшний год стал для рынка торговой недвижимости Москвы рекордным по вводу площадей: за два первых квартала было сдано 470 000 квадратных метров. Это в 5 раза больше, чем за теже месяцы 2008 года. Ударные стройки, умноженные на экономическую нестабильность, стали причиной важному проседанию рынка.

Новые торговые комплексы заполняются на 50-60%, не обращая внимания на большое падение ставок в этом сегменте.

Финиш сентября 2008 года игроки рынка торговой недвижимости встречали хоть и настороженно, но с жёсткой уверенностью в завтрашнем дне. Спрос намного превышал предложение. В популярные торговые комплексы находились очереди желающих стать арендаторами, а новые торговые комплексы раскрывались заполненными уже на 100%.

Часть свободных площадей составляла всего 3%, по большей части за счет того, что стоимости держались на практически фантастическом уровне стоимостями (до 8000 евро за кв.м.) на самых респектабельных улицах Москвы.

Но уже через 14 дней, к октябрю 2008 года, обстановка стала быстро изменяться в нехорошую сторону. Затрясло торговые комплексы, специализирующиеся на продаже товаров в сегменте luxury. К концу ноября арендные ставки в них упали на 30%.

На сегодня цены упали уже 50% если сравнивать с октябрем прошлого года.

самоё существенное понижение уровня стоимостей в популярных торговых комплексах класса А было зафиксировано в июне 2009 года и составило около 20% — в среднем до 1000-1700 $\кв.м. (за помещение площадью 200-500кв.м.). «И это неудивительно, поскольку пережить сложный период удалось далеко не всем потенциальным арендаторам. На рынок не имел возможности не воздействовать уход с рынка таких больших сетей, как "Гроссмарт", "Точка вкуса", "Бананамама", "Арбат Престиж", "Смак", "Самохвал", "Букбери", "Неоторг", PurPur» , — отмечает директор по маркетингу компании «Каширский двор» Елена Левинина.

В торговых комплексах низших категорий ставки за год упали еще ниже — на 40-70% до 300-600 $\кв.м. В июле определенные опасения были связаны с принятием об ограничении деятельности игорного бизнеса. Как и ожидалось, площади ранее занятые под игорный бизнес стали позиционироваться как торговые, но вопреки ожиданиям замечательного давления на ставки это не оказало.

Уже в августе начале сентября рынок начал подавать показатели судьбы, что связывается с началом сезона активных продаж. В столичных объектах категории В увеличение стоимостей стало самым чувствительным (15-20% до 350-700 $/кв.м.), в большинстве торговых комплексов класса A ставки повысились незначительно (на 5-10% до 1100-1800 $/кв.м.).

О восстановлении аналитики сказать не торопятся, но некоторый баланс, по крайней мере на столичном рынке отыскан. «Ушли в небытие необоснованно завышенные ставки в объектах с неудачным размещением либо неверной концепцией. Принцип ценообразования стал более понятным и приемлемым для арендатора: чем большее количество платежеспособных клиентов снабжает торговый комплекс, тем цена аренды в нем выше. Рынок поставил девелоперов в твёрдые конкурентные условия, что уже в скором будущем не замедлит сказаться на качестве их работы» — думает Левинина.

Определенные трансформации, причем достаточно удачные для арендаторов, случились в совокупности взаиморасчетов. на данный момент уже около 30% контрактов предполагают смешанную схему оплаты, в то время, когда арендатор платит маленькую фиксированную ставку, а главную часть платежа образовывает процент от оборота. Раньше такие условия были привилегией больших ритейлеров. В среднем от оборота арендатор платит около 10%, все другое приходится на постоянную часть.

Это указывает понижение прибыли для собственников, но фактически гарантирует некоторый минимальный уровень постоянных доходов. Арендатор уменьшает затраты, что разрешает ему свободнее ощущать себя в условия понижения количеств продаж.

«Вероятнее, ставки и дальше будут незначительно — на 2-3% в месяц расти — прогнозирует Елена Левинина. Рынок стабилизировался и вряд ли цены опять отправятся вниз, резкие скачки вверх так же вряд ли вероятны ввиду сбалансированного соотношения спрос-предложение. Активизация повышения цен вероятна лишь со второй половины 2010 года. Обстоятельством этому может стать дальнейшее развитие и стабилизация экономики ритейла.

Так же стоит учесть и экспансию зарубежных сетей, так на российский рынок уже вышли Selgros, Carrefour и H&M, в скором будущем открыть магазины в Российской Федерации планируют такие гиганты, как Wal-Mart, Gap, Peek und Cloppenburg, Debenhams и Harvey Nichols».

Обзор рынка коммерческой недвижимости | www.sklad-man.ru |


Увлекательные записи

Подобранные для Вас статьи:

  • Геннадий Стерник: «Я отменил кризис на рынке недвижимости!»

    Цены на недвижимость нащупали собственный потолок? Сейчас об этом говорят кроме того вчерашние идеологи «нескончаемого» роста цен на квадратные метры. Узнаваемые аналитики отмечают: новый виток стоимостей приведет…

  • Недвижимость за границей: что почем?

    Цены на жилье во многих государствах мира снова начинают подниматься, и потому инвестиции в недвижимость за границей становятся очень привлекательными. Но, рынок недвижимости обусловлен не…

  • Рынок недвижимости Абхазии раскрывается для россиян

    Республика Абхазия готовится принять закон, по которому граждане России смогут брать в республике недвижимость. До последнего времени покупать квадратные метры в республике имели возможность лишь лица с…

  • Недвижимость мегаполисов растет в цене

    Наиболее ценным городом мира по уровню цен на недвижимость есть Гонконг. Азиатский мегаполис лидирует по этому показателю с 2005 года. Недвижимость тут на 107% выше среднего показателя по…

  • В Европе растет спрос на дорогую недвижимость

    Интерес к дорогостоящей европейской недвижимости начал расти. Как информирует The Wall Street Journal, громаднейшим спросом пользуется недвижимость в фешенебельных районах Лондона. Инвесторы кроме этого…